Термин «офисный
компьютер» сегодня всё чаще означает именно «ноутбук», а не более привычный
конторским труженикам со стажем светло-серый «мини-тауэр» с замызганными
клавиатурой, мышкой и подслеповатым монитором на
17 дюймов.
Как свидетельствует
статистика тайваньских и китайских производителей компьютерных компонентов, в
регионе EMEA (который включает Европу, Ближний Восток и Африку) к началу
2011-го уже 70% всех поступающих в продажу ПК были именно ноутбуками.
Настольным же
компьютерам уготована, похоже, судьба медиацентров, геймерских станций или
корпоративных рабочих терминалов. Медиацентру собственный дисплей просто не
нужен — он подключается к телевизору или проектору. Геймерский компьютер по
определению обязан находиться в состоянии перманентного апгрейда, и ноутбук тут
не вариант. Корпоративный терминальный клиент пользуется ресурсами локального
сервера, максимально дешев и прост по конструкции, так как все сколько-нибудь
ресурсоёмкие вычисления производятся на стороне сервера. Пожалуй, три эти роли
и можно считать перспективными областями применения стационарных ПК.
Во всех же прочих
случаях удобнее, практичнее и дешевле оказывается ноутбук — в том числе и в
бизнесе. Особенно в среднем и малом бизнесе, где крайне ограничены средства,
выделяемые на непрофильные расходы. А поддержание -инфраструктуры, как ни
печально это слышать IT-специалистам, для подавляющего большинства компаний
малого и среднего бизнеса (SME) — расход как раз непрофильный.
В SME сегменте
IT-отделы куда малочисленнее корпоративных либо отсутствуют вовсе, и все
обязанности по поддержанию инфраструктуры возложены на единственного
IT-практика (хорошо ещё, если он работает на условиях полной занятости).
Виртуализация рабочих мест почти наверняка не внедрена, а резервирование даже
важнейших данных производится если и регулярно, то с не слишком высокой
частотой. Свободных настольных ПК и ноутбуков — на замену внезапно вышедшим из
строя — попросту нет.
При таком раскладе
требования, которые SME-покупатели предъявляют к высокотехнологичным продуктам,
оказываются весьма жёсткими. Их компьютеры обязаны быть высокопроизводительными
и надёжными, да ещё и стоить не слишком дорого — чтобы не раздувать
непрофильные расходы компании. Особенно это верно в отношении ноутбуков: они
удобнее в эксплуатации, чем настольные ПК, особенно для часто командируемых
сотрудников, фрилансеров или просто в случае регулярных переездов компании из
одного офиса в другой. Но и заменить в них вышедшую из строя деталь сложнее,
чем в типичной для офиса недавнего прошлого «мини-башне».
Круг требований к
бизнес-ноутбукам для SME, таким образом, достаточно чётко очерчен. На первое
место выходят надёжность и качество гарантийного/сервисного обслуживания.
Производительность как таковая не слишком существенна, — к примеру,
интегрированного в современные процессоры графического ядра с лихвой будет
хватать для работы с подавляющим большинством офисных приложений (без
дискретной видеокарты поставляются, например,
Toshiba Satellite R630-131 — около 36 тыс. руб.,
ASUS B53F — от 26 тыс. руб. в
зависимости от комплектации).
Бизнес вообще более
консервативен в отношении высоких технологий, чем энтузиасты и даже средний, не
самый технически продвинутый, пользователь. Цена ошибки индивидуального потребителя,
который польстился на раскрученный бренд или принял на веру проплаченные
откровения модного блоггера, — несколько десятков тысяч рублей. Цена ошибки
делового человека, снабдившего офисных и разъездных сотрудников неоптимальными
для выполнения их задач средствами ИТ-производства, куда более весома.
Чрезмерная
торопливость во внедрении новых, не до конца отработанных, технологий даже,
пожалуй, вредит. Так, на протяжении всего 2010-го отличным спросом пользовались
бизнес-ноутбуки с процессорами Intel Core Duo — морально вроде бы устаревшими
на фоне новой серии – Westmere. Однако цикл создания действительно надёжного
ноутбука достаточно долог, а системные требования офисного ПО растут куда
медленнее, чем в случае новейших компьютерных игр. Потому можно ожидать, что в
2011-м, на фоне постепенного проникновения процессоров Intel Sandy Bridge и
платформы AMD Fusion, будут востребованы бизнес-ноутбуки с процессорами Intel
Core iX первого поколения.
Если речь идёт о
компьютере руководителя или часто направляемого в командировки сотрудника,
такие компьютеры обязаны быть лёгкими — желательно, в районе 2-
2,5 кг (вместе с блоком
питания!) при диагонали 13-
14
дюйм (
Samsung
NP-QX310-S01RU — около 36 тыс. руб., трансформер
HP EliteBook 2740p — около 65 тыс. руб.). При этом не должны
приноситься в жертву ни минимально потребная вычислительная мощь, ни
продолжительность автономной работы. Именно поэтому бизнес-модели мобильных
компьютеров не оснащают удручающими по производительности процессорами Intel
Atom и их прямыми аналогами, предназначенными для нетбуков, а выбирают хотя бы
новейшие двухъядерные Pentium и Core i3.
Что же касается
внешнего вида и механических характеристик бизнес-ноутбука, то здесь всё, как
правило, подчинено требованиям практичности и надёжности. Бессмысленный чёрный
глянец на крышке и подзапястной пластине попросту недопустим: неопрятно
смотрящиеся отпечатки пальцев вряд ли порадуют коллег и партнёров по бизнесу.
Матовое или
фактурное покрытие (
MSI FX600 —
около 27 тыс. руб.,
Lenovo ThinkPad
T410 — около 35 тыс. руб.) и
шлифованный металл (
Dell Adamo XPS –
от 30 тыс. руб.,
ASUS UL20A от 20
тыс. руб.) — вот характерные для бизнес-ноутбуков способы отделки.
Ни к чему глянец и
на компьютерном дисплее. В типичном офисе с рядами бесплафонных ламп под
потолком владельцу глянцевого экрана придётся постоянно подыскивать оптимальное
положение крышки и разворот корпуса мобильного ПК. Глянцевое покрытие
ЖК-матрицы, выполненной по технологии TN, необходимо, чтобы улучшить показатели
контрастности и яркости. Однако офисный компьютер — не мультимедийный, не
дизайнерский и не игровой; редактировать тексты и работать с электронной почтой
великолепно можно при не самой идеальной цветопередаче. Удобство, выражающееся
в отсутствии бликов, важнее (
ASUS P52Jc
— около 25 тыс. руб.,
Lenovo ThinkPad
X201 — от 27 тыс. руб.).
Крайне важно также,
чтобы крышка бизнес-ноутбука откидывалась на петлях на полный развёрнутый угол
(
HP ProBook 6550b — около 30 тыс.
руб.,
Lenovo ThinkPad Edge 14 — от
20 тыс. руб.), а не фиксировалась где-то в районе 120º, как у большинства
моделей потребительского класса. Это позволит свободно использовать в офисе
специальные подставки, приподнимающие ноутбук над столом и позволяющие
использовать полноразмерную клавиатуру. Да и где-нибудь в парке или зале
ожидания аэропорта гораздо комфортнее, держа ноутбук на коленях, иметь
возможность откинуть крышку на произвольный угол.
Разумеется, для
бизнес-ноутбука существенно важно наличие удобных клавиатуры и тачпада — но это
уже вопрос индивидуального выбора. Кому-то нравится жестковатый неглубокий ход
популярных сейчас «островковых» клавиатур; кто-то предпочитает классические,
сидящие вплотную друг к дружке, подпружиненные кнопки.
А вот на материал и
наличие усиливающих элементов корпуса имеет смысл обращать внимание.
Металлический или углеродноволоконный корпус, металлическая силовая рама
внутри, цельнометаллические петли крышки увеличивают прочность конструкции и не
сильно утяжеляют её (особенно если сделаны из магниевого сплава).
Но всё-таки самым
важным параметром, на который стоит обращать внимание выбирающему ноутбук
бизнесмену, остаётся надёжность. Предназначен ли этот мобильный компьютер для
руководителя или для рядового сотрудника, в случае выхода ноутбука из строя его
владелец на какое-то время окажется выключенным из рабочего ритма компании.
Поэтому имеет смысл обращать внимание на продолжительность срока гарантии,
которой снабжают свои ноутбуки производители, а также на дополнительные услуги
авторизованных сервис-центров (продление гарантийного срока за дополнительную
плату, например). Так, на различные ноутбуки Lenovo предоставляется гарантия от
двух лет с продлением до пяти, Toshiba — от года до трёх, Dell — также от года
до трёх (с продлением до пяти лет).
Бизнес-ноутбук — это
рабочий инструмент. А идеальный инструмент не должен требовать к себе
пристального внимания мастера, позволяя тому полностью сосредоточиться на том,
чтό он делает — и не отвлекаться на причиняемые инструментом неудобства.