Согласно исследованию, проведенному агентством «БК-рейтинг», сегодня ставку на широту дополнительных услуг и их доступность для покупателя операторы омского рынка бытовой техники и электроники (БТЭ), по всей вероятности, не делают. Некоторые из них: «ДОМО», «ТЕХНОПАРК», «Электронный рай», «Сибвез» - уделяют уровню сервиса несколько большее внимание (бесплатная доставка техники, установка, длительный срок гарантии, послегарантийный ремонт). Остальные игроки, вероятно, работают по принципу: раз непосредственно на сервисе денег не зарабатываем или зарабатываем не столько, сколько хотелось бы, то и внимания этому направлению уделяем по минимуму. То есть продали технику покупателю, а там хоть «трава не расти», а если клиенту дополнительный сервис все-таки требуется - пожалуйста, но «за отдельную плату». Например, в магазинах «Эльдорадо» при покупке техники отдельно предлагают купить гарантию -1633 рубля. Помимо этого за дополнительную плату в сети «Эльдорадо» можно приобрести добровольную программу «дополнительного сервиса», которая включает консультации по применению, профилактику, диагностику, чистку и ремонт купленного товара. Двухлетний сертификат стоит от 659 до 6699 рублей, а трехлетний - от 1199 до 10399 рублей в зависимости от стоимости техники. И если для Омска платная «гарантия» на покупку и обслуживание - новинка, то для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов - уже практически норма. Причем, по оценкам столичных экспертов, программы добровольного платного сервиса весьма действенны и эффективны и пользуются популярностью. Например, программа «Сервис Плюс» сети «Техносила» рассчитана на два или три года, стоимость определяется исходя из цены техники. «Программа надежности» от сети магазинов БТЭ «Мир» начинает действовать после окончания гарантийного срока завода-изготовителя, ее стоимость также рассчитывается исходя из цены. Например, двухлетняя гарантия на технику стоимостью до 9999 рублей обойдется в 800 рублей, при покупке на сумму до 4999 рублей - в 550 рублей. Сеть «М.Видео» запускает программу «Дополнительный сервис»: за дополнительную плату покупатель приобретает сервис, который не предоставляет завод-изготовитель, например сломанную технику на время ремонта могут заменить аналогичной. Участники омского рынка полагают, что на дополнительных услугах федеральные сети вполне неплохо зарабатывают. Например, по оценкам экспертов, сеть «Эльдорадо» за прошлый год на платном сервисе заработала не менее 120-130 миллионов рублей.
Однако местные ритейлеры сомневаются, что платный сервис заинтересует омичей: во-первых, не тот уровень платежеспособности, во-вторых, не столь высок спрос на технику и электронику и, в-третьих, конкуренция между участниками рынка уже достаточна высока. По мнению директора по маркетингу сети магазинов «Электронный рай» Инны ИВНИЦКОЙ, дополнительные услуги - это необходимость для операторов, без них не обойтись. «Покупатель становится требовательнее, избирательнее не только к товару, но и к спектру дополнительных услуг, к сервису, - рассказывает госпожа ИВНИЦКАЯ. - Поэтому заработать отдельно на дополнительных услугах продавцу очень трудно. В большей степени это даже не доход, а расходы для компании. Но для того чтобы сформировать лояльность покупателя к сети, на эти издержки идет каждая уважающая себя компания, следящая за своим имиджем». С этим мнением согласен и Андрей ГРУЗДЕВ, директор Сети магазинов «ТЕХНОПАРК»: «Омский покупатель требует не просто продажи товара, а полноценной услуги - полного сервисного пакета (доставка, установка, гарантийное обслуживание, ремонт и прочее), и все это в комплексе и желательно без отдельной платы, то есть за те же деньги».
Подробнее